Ю.С. Василенко, О.Г. Павлихин, З.А. Изгарышева
Московский НИИ уха, горла и носа (дир. - проф. А.И. Крюков) МЗ РФ
ларингоскопии, стробоскопии, длительности максимальной фонации) [10, 11], вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), наличие вокальных технических проблем (форсированное пение, расширение объема звука, злоупотребление твердой атакой, неправильное голосоведение при смене регистров), соответствие исполняемых партий техническим и актерским возможностям исполнителя, наличие сопутствующих хронических заболеваний. Особое внимание было уделено оценке объема вокальной нагрузки, равномерности ее распределения в течение сезона.
Под наблюдением находилось 127 человек, из которых солистами являлись 93 человека, артистами хора 34 человека. Сроки наблюдения составили от 3 до 5 лет.
Распределение пациентов по возрасту и стажу работы представлено в табл. 1.
табл. 2).
При изучении режима работы и отдыха певцов было установлено, что нагрузка на голосовой аппарат варьировала в зависимости от стажа работы вокалиста, его занятости в репертуаре и положения в театре (солист или артист хора), а также занятий артиста педагогической деятельностью, наличия дополнительной работы в других театрах.
Минимальная нагрузка составила 1-2 ч в день. Это были только уроки с концертмейстером и повторение уже готовых партий (у стажеров и певцов со стажем работы более 20 лет, занятых в партиях второго плана с участием в 2-4 спектаклях в месяц). Нагрузку 3-6 ч в день имели артисты хора. Это - репетиции, повторение партий текущего репертуара и занятость в 12-15 спектаклях в месяц. Однако необходимо учитывать, что вокальные партии артистов хора менее сложны и ответственны по сравнению с партиями солистов, существует возможность взаимозамены артистов. Ведущие солисты в возрасте от 28 до 50 лет со стажем работы 10-20 лет, активно занятые в репертуаре, имели ежедневную нагрузку до 7-8 ч (уроки с концертмейстером, разучивание новых партий с дирижером, оркестровые сценические прогоны текущих спектаклей, репетиции новых постановок). При этом иногда в силу организационных проблем (отсутствие необходимого количества исполнителей или болезнь страхующего солиста), особенности репертуарной политики театра (когда спектакль идет блоками по 45 представлений подряд), один и тот же исполнитель, помимо занятости в репетиционном процессе, вынужден был петь до 10-12 спектаклей в месяц, выступая иногда в совершенно разноплановых по тесситуре, технической и драматической сложности партиях. Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда певец вынужден петь партии, не свойственные его тесситуре. Например, когда лирический тенор поет партии драматического, или легкое центральное сопрано исполняет драматические или меццо-сопрановые роли. Пример из наших наблюдений.
Тенор, 29 лет. Наблюдается в течение 3 лет. Образование высшее вокальное - консерватория. До поступления в консерваторию окончил музыкальное училище, работал в хоре оперного театра. Сценический сольный стаж 3 года. Консерваторию заканчивал как лирический тенор. За время учебы к фониатру обращался только для профосмотров и по поводу простудных заболеваний. Из сопутствующих заболеваний имеет хронический тонзиллит (безангинную форму), хронический гастродуоденит, транзиторную гипертензию. Выпускные партии - Ленский, Альфред ("Травиата"), Вертер, Надир. При поступлении в театр по организационным причинам был срочно введен в текущий репертуар и активно занят в новых постановках. В настоящий момент исполняемые партии: Ленский, Кассио, Неморино, Водемон, Гвидон, Баян, Эрнани. Репетирует партию Хозе (оркестровые прогоны, сценические репетиции, так как в ближайшее время планируется ввод в "Кармен") и Радамеса (с концертмейстером). Занят в 7-9 спектаклях в месяц и 4-5 концертах в филармонии. Периодически обращается в фониатрический кабинет с жалобами на першение, иногда боли в горле, сложностями с филировкой звука, быструю утомляемость голоса. При осмотре отмечались явления гипотонусной дисфонии, маргинального хордита, предузелковое состояние. Проводилась соответствующая терапия. Однократно был нетрудоспособен в течение 10 дней по поводу микроузелков голосовых складок. В настоящее время поет весь репертуар, находится под постоянным наблюдением фониатра.
При блоковой системе проката спектакли проходили ежедневно: например, 3-4 спектакля "Аида" подряд, затем перерыв в 1-2 дня, затем 4 спектакля "Кармен" и т.д.
Естественно, что при такой нагрузке вокалисты не успевали восстанавливаться ни физически, ни эмоционально. Появлялись жалобы на общее неудовлетворительное состояние (слабость, раздражительность, сонливость, невозможность сосредоточиться) и жалобы, характерные для начинающихся функциональных заболеваний гортани (першение в горле, быстрая утомляемость голоса, сложности с филировкой звука, пением на "рiаnо и т.п.) При ларингоскопии отмечали сухость слизистой оболочки гортани, скопление вязкой слизи в узелковой зоне, отечность свободного края голосовых складок, усиление сосудистого рисунка, гиперемию, гипотонус голосовых складок. Ларингостробоскопическая картина характеризовалась замедлением фонаторных колебаний, уменьшением их амплитуды, неполным смыканием в фазе закрытия, иногда небольшой асинхронностью колебаний. Время максимальной фонации уменьшалось до 11-13 с у женщин и 16-19 с у мужчин.
Написать комментарий